April showers bring May flowers
"Крулик: дорога в загробную жизнь".
Режиссер Анка Дамиан
В основе фильма Анки Дамиан, получившего гран-при на анимационном фестивале "Анси-2012", лежит реальная история: румын Клаудио Крулик был несправедливо обвинен в краже кошелька у краковского судьи и посажен в тюрьму. Чтобы обратить внимание властей на свою невиновность, он объявил голодовку — и умер от ее последствий через три дня после выхода на свободу.
Анимация вообще, как мы знаем после "Вальса с Баширом" и "Персеполиса", прекрасно подходит для рассказывания документальных историй. Анимационный ряд в "Крулике" довольно бесхитростный и несколько даже иллюстративный. Герой как будто рассказывает свою жизнь из загробного мира: одинокое молдавское детство на воспитании у теток, заработки в Польше, сын, умерший в младенчестве. А режиссер, цепляясь за каждое слово, сочетает коллаж с рисованной анимацией. Тут главным героем становится даже не сам Крулик, а фотография серьезного маленького мальчика, который, оживая в рисунке, гоняет мяч по пустым дворам, качается на качелях и тетешкает чужих младенцев. Главная метафора "Крулика" — пустое пространство вокруг героя, как будто отражающее пустоту его собственной жизни. Неизвестно, насколько запланирован этот эффект, но трагедия смерти Крулика делается масштабней именно за счет несодержательности его жития. Рассказывая историю человека, который умер, отстаивая собственную личность, фильм только очерчивает его. Мы узнаем, например, что он любил младенцев, но почти ничего не узнаем о том, каким он был человеком. Его не за что похвалить и поругать, это не надгробная речь. Но это в то же время важное кино о системе: человек сопротивляется исчезновению, а система, которая в любой момент может его спасти, с силой толкает его в загробную жизнь. Тут нет прямого обвинения, но есть виновные, среди которых и румынский консул, и прокурор, и судьи, и тюремные врачи.
Отсюда
Анимация вообще, как мы знаем после "Вальса с Баширом" и "Персеполиса", прекрасно подходит для рассказывания документальных историй. Анимационный ряд в "Крулике" довольно бесхитростный и несколько даже иллюстративный. Герой как будто рассказывает свою жизнь из загробного мира: одинокое молдавское детство на воспитании у теток, заработки в Польше, сын, умерший в младенчестве. А режиссер, цепляясь за каждое слово, сочетает коллаж с рисованной анимацией. Тут главным героем становится даже не сам Крулик, а фотография серьезного маленького мальчика, который, оживая в рисунке, гоняет мяч по пустым дворам, качается на качелях и тетешкает чужих младенцев. Главная метафора "Крулика" — пустое пространство вокруг героя, как будто отражающее пустоту его собственной жизни. Неизвестно, насколько запланирован этот эффект, но трагедия смерти Крулика делается масштабней именно за счет несодержательности его жития. Рассказывая историю человека, который умер, отстаивая собственную личность, фильм только очерчивает его. Мы узнаем, например, что он любил младенцев, но почти ничего не узнаем о том, каким он был человеком. Его не за что похвалить и поругать, это не надгробная речь. Но это в то же время важное кино о системе: человек сопротивляется исчезновению, а система, которая в любой момент может его спасти, с силой толкает его в загробную жизнь. Тут нет прямого обвинения, но есть виновные, среди которых и румынский консул, и прокурор, и судьи, и тюремные врачи.
Отсюда