Визг небытия и вампиры средней полосыРассказы Юрия Мамлеева - не самое приятое чтение.
Истории об упырях и вампирах средней полосы чередуются с историями о бессмысленной жестокости простых людей - не злодеев, а обычных обывателей маленьких провинциальных городов, где низкие домики, размокшие от дождя заборы и склады, где красная стена и бревна.
...
А еще, еще это способность писателя посмотреть на мир глазами безумия или умертвия.
Тут волей-неволей, а продерет холодком от того, что видит Юрий Мамлеев, сын профессора психиатрии.
читать дальше...Старик равнодушно отметил, что люди, наверное, видят его так, как будто бы он был человеком, но он видит и понимает их совсем по-другому.
Он не чувствовал никакой, хотя бы просто логической связи между собой и оставшимися людьми; они казались ему существами из другого мира, более далекими, чем раньше - при жизни - казались бы ему марсиане.
Существовал он или нет? Конечно, существовал, но это было ни на что не похожее существование; словно он наполнился каким-то тусклым самобытием, все время себя снимающим и выталкивающим в пустоту.
Мысли больше не были мощным источником его жизни; тело свое - в прежнем значении - он тоже не ощущал; человеческая речь отодвинулась куда-то далеко-далеко, еле значилась...
...
Рассказ "Изнанка Гогена" (1982) о потустороннем мире, со странной легкостью вотканном в плотный материальный мир живых людей.
Некрасиво и так обыденно умерший старик стал вампиром - ни как, ни почему, никаких хитрых причин и следствий, как в голливудском кино; никаких сладких судорог или влюбленных чудовищ, как в подростковых фантазиях.
Глина на его могиле была красная и мокрая, такая, будто ее месили ногами. Родные про себя обрадовались, что быстро отделались.
...Что-то замкнулось в нем раз и навсегда для человеческих чувств. Он мог думать, но как-то формально. А огромное поле сознания вообще ушло от него; исчезли многие понятия, особенно такие, как Бог, мир, жизнь; другие он помнил, например, "люди", "родные", но отдаленно; их значение было стерто и совсем не задевало души. Все прежние, но еще сохранившиеся в нем слова стали как исчезающие символы...
...
Мир живых людей - и внешний, и внутренний - в рассказе скуден и искажен так, что в нем нет ничего здорового, яркого, сильного.
Мысли людей скучны - там сплошные математические расчеты - ради научного или сугубо эгоистического интереса.
...
Звуки, которые в рассказе издают и живые, и мертвые - сплошь визги, вопли, ругань, писк, вой, ор, лай; если у них музыка - то просто остервенелый гитарный звон, ни слов не разобрать, ни песню не узнать, да узнавать и не хочется, потому что все равно.
Вампиры навсегда устали от человеческого языка и от мыслей.
...
Умирающий человек издает "поющий визг с небесными оттенками", в котором есть "что-то Баховское".
Умирающий вампир слышит внутри себя пение.
...
Тяжелый рассказ, но читать нужно всё, даже то, от чего потом так в летний день плохо.
Немного яда - это даже полезно.
Я в нем очень увидел главные проблемы российской глубинки, безнадёга, серость и беспробудное пьянство, которое превратилось в рассказе в мистичечкое вампирство, которым по сути и является. Они пьют алкоголь (который вызывает в них дикую жажду), а по сути пьют кровь своих близких, которые порой в своем безразличии машут рукой на проблемы алкоголиков, пока не становится слишком поздно. Ну и собственно в состоянии алкогольного опьянения совершается много всякого плохого, что опять же некой мистификацией прикрывает автор. Но итог в этой "жизни" всегда один.
Гоген тоже несколько помню на пару с Ван Гогом не просыхали, что правда не помешало оставить им наследие, которым восхищается мир, но у всего есть изнаночная сторона.
как и подпудный, неназываемый, страх может быть разным.
а страх, связанный с измененным состоянием сознания близкого человека - стал ли тот упырём, или алкоголиком - один из самых сильных.
ведь это не видно глазу - но внутри всё сжимается от ужаса и беспомощности.
сюда же можно было бы добавить и охоту на ведьм или на шпионов.
точнее, про то, как сын профессора психиатрии - Мамлеев - описал состояние отчуждения и потерю личности.
Мне например всегда сложно читать книги дословно, мое сознание всегда ищет подоплеку завернутую в фантик основного повествования, это фанфики пишут просто так, чтобы насладиться персонажами, для настоящего автора все, и персонажи и действия и место дейсвия это все декорации с помощью которых он пытается донести свой взгляд на мир на терзающие его душу проблемы, литература ведь об этом, о попытке донести миру себя и попытаться иногда изменить мир, для одного писателя перо это разящая рапира,для другого безжалостный молот (блин вспомнил "Лёд" Сорокина -_-).
Не совсем понял про охоту на ведьм и шпионов, можешь развернуть мысль?)
туда же можно добавить веру в двойников или злых близнецов.
Помню, когда ходил на фильм "жизнь Пи", воспринял историю эту сказочную прям дословно (возможно красочная картинка и эффекты 5D этому способствовали) и очень смеялся в конце, когда страховой компании он рассказал другую историю, страшную (очень стыдно за этот смех), а потом сознание проснулось и осознало, что страшная история была правдой, а сказочностью психика путалась спастись от безумия и выжить.