Долгое медленное растирание палочки китайской туши на чернильном камне (тушечнице) погружает художника в созерцательное состояние и помогает проникнуть мысленным взором в суть предмета, который он собирается изобразить на бумаге.
Отсюда
"Пользование тушью"
Отрывок из книги "Слово о живописи из сада с горчичное зерно"
Ли Сянь берет тушь будто золото.
Ван Ся брызгами туши ПОМО создавал картину.
Учащися следует держать в уме эти четыре иероглифа: обильная тушь ПОМО и сдержанная тушь СИМО.
В них заключена большая часть сути шести законов и трех категорий.
Лу Чай сказал:
"Старой тушью больше подходит писать на старой бумаге, особенно при копировании старых свитков, - в ней нет блеска, нет живости".
Линь Бу и Вэй Е - прекрасный пример того, как применять старую тушь.
Для письма на новом шелке, золоченой бумаге и веерах старая тушь не годится: здесь нужна новая - блестящая и живая.
Это вовсе не значит, что старая тушь хуже, просто она не подходит к новой бумаге и шелку-новая бумага и шелк плохо впитывают старую тушь.
Такое сочетание уподоблю появлению праведного отшельника в современном богатом доме или преуспевающего дельца в древней одежде.
Весь свет прикрывал рот, чтобы не прыснуть. Как можно вести себя подобным образом?
Вот почему я говорю:
"Готовь старую тушь для письма на старой бумаге. Новой пиши на новом шелке и позолоченной бумаге. Всему этому не следуй слепо, рисуй на свой лад, не жалея туши".