Использование "чужого" слова - один из самых распространенных приемов в рок-поэзии. ...
Для творчества Янки Дягилевой наиболее актуальным оказывается обращение к детскому фольклору: загадкам, считалкам и его сугубо игровым формам ("пряткам", "ляпкам" и т.п.).
Текст песни "Выше Ноги От Земли" основан на одноименной детской игре
читать дальше, правила которой заключаются в следующем. После произнесения считалки играющие стараются запрыгнуть на какие-либо предметы или природные об'екты: лестницы, качели, деревья, камешки - так, чтобы ноги не касались земли. Кто не успел, - становится водящим. Он внимательно следит за игроками: как только ноги одного из них коснутся земли, игрока можно заляпать, и тогда он занимает место водящего. Долго оставаться на одном месте нельзя, и пока кто-либо из игроков перебегает на новое место, другие отвлекают водящего. Если это удается, все кричат: "Обманули дурака на четыре кулака".Текст песни предваряет стихотворение, в котором мотив ожидания, назревания, начатого и незаконченного действия, задает эмоциональный тон всему произведению:
Ожидало поле ягоды,Ожидало море погоды......Незасеянная пашенка,Недостроенная башенка,Только узенькая досточка,Только беленькая косточка...Обыгрывается значение фразеологизма "ждать у моря погодв - рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным".
Пассивная позиция по отношению к окружающей действительности характерна для маленьких детей. И мир, рассматриваемый автором с точки зрения ребенка, находится в пограничном состоянии взросления. Жизненный цикл начат, но не может быть закончен, так как мир статичен, и ни одно действие не завершено. Эта ситуация усугубляется еще и тем, что контакт с другими людьми невозможен:
Рассыпалось человечеством -Просыпалось одиночеством.Для того, чтобы перейти на качественно новый уровень существовпния, необходимо оставить свое прошлое. Однако прошлое не отрицается полностью, на что указывает образ ленты - нити - волоса: "нить - один из древнейших символов (наряду с волосами), означающий сущностную связь между любыми из различных планов - духовным, биологическим социальным" (1):
Обвязала белой ниточкой,Обмотала светлым волосомИ оставила до времени.Осуществление этого перехода возможно, по мысли автора, только во сне, когда "человек оказывался перед пространством, подобным реальному и, одновременно, реальностью не являющимся" (2). Таким образом, во сне можно прожить альтернативную жизнь, погрузиться в свой внутренний мир и попытаться изменить себя, но:
С огородным горем луковым,С благородным раем маковымОчень страшно засыпать.читать дальшеГраница между сном и явью, погружение в страшный сон показано сменой стихотворного и музыкального ритма, который становится жестким, рваным. "Поросшее гнильем" "времечко само по себе", болото, рутина существования разрушаются под напором хаотичного существования:
Понеслась по кочкам метла,
Поплыли туманы над рекой,
Утонуло мыло в грязи,
Обломался весь банный день.
Очищение и перерождение не состоялось, так как сон оказывается еще страшнее реального мира. Единственным способом существования в такой ситуации оказывается детская игра, правила которой в определенной степени организуют действительность:
Значит, будем в игры играть
Раз-два - выше ноги от земли
Кто успел - тому помирать,
Кто остался - тот и дурачок.
Обманули дурачка,
Обманули дурачка.
Выше ноги от земли,
Выше ноги от земли.
Мотив потери связи с землей и последующей смерти восходит к мифологическим представлениям, наиболее ярко выраженным в древнегреческом мифе об Антее, великане, который был неуязвим до тех пор, пока прикасался к матери-земле, и был побежден Гераклом, задушившим его в воздухе.
Однако в тексте Янки Дягилевой он приобретает противоположную оценку. В абсурдном мире сна смерть воспринимается как выигрыш, удача, а жизнь - как обман.
Осознание этого превращает жизнь в неразрешимую проблему:
Самый правильный закон завязал
Изначальную главу в узелок
И до треска потянул за концы
Прорубай - не прорубай - не понять.
("Светопреставление")
Гордиев узел, в котором затянуты жизнь и смерть, не может быть разрублен, его нужно распутать, чтобы решить проблему. Сон должен был помочь найти выход из жизненного тупика, но ничего не прояснил, превратился в "глумливое пророчество", "сказочку хуевую":
А глумливое пророчество
Настоящим заверяется,
Все проверено, все сходится,
Даже сказочка хуевая
Сослужил службу - слушали
И качали головами в такт,
И пускали светлый дым в потолок.
Правила детской игры, законы развития сказочного сюжета, которые казались знакомыми и вселяли уверенность, оборачиваются против игроков. Игра выходит из-под контроля, утрачивая первоначальную функцию организации реальности.
Эта утрата вызывает ощущение обмана, несправедливости:
Только сказочка хуевая,
И конец у ней неправильный,
Змей Горыныч всех убил и с'ел.
Обманули дурачка,
Обманули дурачка.
Происходящее возвращение в изначальное состояние, но уже на качественно новом уровне. Трагическое мироощущение сменяется спокойным, гармоническим.
Человеческая жизнь, заданная координатами "жизнь - сон - пробуждение - смерть", резонирует с природным циклом "весна - декабрь":
Озаглавилась весна топором,
Успокоилась река декабрем,
Утро одиноким выстрелом...
Законы мироздания не могут измениться по желанию человека, поэтому протестовать против них бессмысленно, их нужно принять.
Человек приходит к пониманию этого через взросление, которое показано в тексте как цепочка утрат, разрушение детских иллюзий.
Трагизм этого факта преодолевпется обращением к природному ритму жизни: смерти не существует, есть только бесконечное повторение цикла, подчеркиваемое кольцевой структурой текста.
А.С. Мутина (Ижевск) "Русская рок-поэзия: текст и контекст", вып. 4, изд-во ТГУ, Тверь, 2000.
(1) Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994, с. 339.
(2) Лотман Ю.М. Сон - семиотическое окно // Культура и взрыв, М., 1992, с. 221.